После встречи Петр Порошенко провел переговоры с руководством Всемирного еврейского конгресса (ВЕК).
Неделю назад премьер-министр Украины Арсений Яценюк написал письмо генеральному секретарю ВЕК Роберту Зингеру, в котором заверил в серьезности намерений украинского правительства бороться с проявлениями антисемитизма в стране. Насколько можно судить, письмо было вызвано беспокойством мировой общественности по поводу участившихся случаев вандализма в отношении еврейского мемориала "Менора" в Бабьем Яре, который был осквернен шесть раз с начала года.
Как можно прокомментировать такую активность в коммуникации руководителей украинского государства с американским и мировым еврейством?
Сразу надо сказать, что диалог с еврейскими организациями является системным и постоянным. Речь идет не о разовом всплеске активности, а о постоянном процессе. Пальма первенства в нем, похоже, принадлежит Арсению Яценюку. Месяц назад делегация ВЕК посещала Киев, и встречалась с самыми разными представителями украинской политической элиты, включая премьер-министра и руководство правоохранительных органов. Три месяца назад Арсений Яценюк специально прилетел в Вашингтон, чтобы выступить на Всемирном форуме Американского еврейского комитета (АЕК). Руководство АЕК, в свою очередь, за последние полтора года несколько раз приезжало в Киев. Подобных примеров можно привести еще немало.
Среди прочего, это говорит о том, что Арсений Яценюк сумел окружить себя грамотными советниками. Вряд ли открою большую тайну, если упомяну в этом контексте, в частности, Виктора Еленского и Иосифа Зисельса.
Не думаю, что украинское руководство переоценивает лоббистские возможности американской еврейской общины и старается наладить с ней благожелательные рабочие отношения для достижения какой-то конкретной практической цели. Несмотря на широкий резонанс, насколько известно, обращение с просьбой предоставить Украине летальную оборонительную военную технику, подписанное, в частности, директором АЕК Дэвидом Харрисом, не имело никаких практических последствий, да и вряд ли могло. Как и другие элементы развитого американского гражданского общества, еврейская община в своей поддержке Украины формирует определенное моральное давление на власть, но не стоит преувеличивать влияние этого фактора. Сомневаюсь, что Арсений Яценюк или Петр Порошенко питают по этому поводу какие-то иллюзии.
Полагаю, постоянные встречи с представителями еврейских организаций являются частью повседневной активности руководства Украины просто потому, что последнее чувствительно к условной повестке дня. Внимательный благожелательный диалог с представителями религиозных и этнических общин, вне зависимости от их политического "веса", является неотъемлемой частью современной западной политической культуры. Американские делегации высокого уровня, посещающие Украину, всегда встречаются с представителями еврейской общины. Украинские элиты демонстрируют понимание этого принципа. Это просто свидетельствует о том, что в последние полтора года украинские политические элиты становятся частью западной элиты. Это, безусловно, непростой и длинный процесс, но крайне важно, что Украина по нему идет. Не могу не отметить в этом контексте, что российский президент не встречался с лидерами американского и мирового еврейства накануне этой Генеральной Ассамблеи, да и никогда ранее. Можно высказать разные соображения относительно причин, но здесь я ограничусь только констатацией факта. Руководители АЕК если и доезжают до Москвы, то встречаются только со своими коллегами из российских еврейских организаций. Премьер-министр РФ как-то не горит желанием отвечать на вопросы, почему Кремль снабжает оружием террористические группировки или когда будет выполнено решение суда по вопросу об украденной "Библиотеке Шнеерсона". Российские элиты явно не демонстрируют понимания правил игры современной политики даже в мелочах. Украина же сегодня, как никогда ранее, -- не Россия.
В качестве последнего замечания скажу, что для украинского руководства, по всей видимости, также крайне важно достойно провести на международном уровне в следующем году мемориальные мероприятия, посвященные 75-летию начала расстрелов в Бабьем Яре. К этой теме мы еще обязательно вернемся.
На фото внизу: премьер-министр Украины Арсений Яценюк и исполнительный директор Американского еврейского комитета Дэвид Харрис.
При такому розумінні справ з обидвох боків та бажанні добрих відносин, мені трудно зрозуміти чому не можна б зорганізувати нагляд за пам'ятником в Бабиному Ярі та синагогами де били здійснені вандальські вчинки, що б запобігти їх на майбутнє․ Думаю, що механізми існують; можливо не вистачає волі․
ОтветитьУдалитьНу, направлений, в которых наше государство эффективно, не так уж много, просто этот вопрос не стал исключением) Впрочем, более чем уверен, что проблема будет решена. С одной стороны, накопилась критическая масса возмущения по поводу вандализма в том же Бабьем Яре, причем, что важно для украинских властей, и на международной арене; с другой стороны -- насколько я чувствую по ряду признаков, подготовка к 75-летию действительно ведется пусть и несколько неупорядоченно, но не "для галочки", и желание решить проблему есть.
ОтветитьУдалить